Наркомнац И. В. Сталин пишет проект декрета об образовании Карачаево-Черкесской области.
Наркомнац И. В. Сталин посылает ответственному секретарю ЦК партии В. М. Молотову проект письма ЦК РКП(б) компартии Туркестана.
Наркомнац И. В. Сталин выступает на заседании Политбюро ЦК с предложением о созыве конференции председателей центральных исполнительных комитетов независимых республик для обсуждения вопроса о едином представительстве на Генуэзской конференции.
И. В. Сталин председательствует на заседании коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции и выступает по вопросу о пересмотре бюджета на 1922 год.
Наркомнац И. В. Сталин участвует в заседании второй чрезвычайной сессии ВЦИК IX созыва, обсуждавшей вопрос о посылке делегации на Генуэзскую конференцию.
И. В. Сталин выступает на учредительном заседании «Общества старых большевиков по вопросу об Уставе общества.
И. В. Сталин и А. Д. Цюрупа принимают группу профессоров — представителей высших технических учебных заведений.
В соответствии с предложением наркомнаца И. В. Сталина проходит конференция председателей центральных исполнительных комитетов независимых республик — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Бухары, Грузии, Украины, Хорезма и Дальневосточной РеспубликиНа которой участники единогласно принимают решение, что РСФСР представляет и защищает их интересы, вступает в контакт от их имени с представителями других государств, а также заключает договоры. Таким образом, по отношению к внешнему миру было декларировано политическое единство этих республик.
И. В. Сталин пишет письмо грузинским коммунистам о необходимости осуществления практических мер по выполнению указаний В. И. Ленина об укреплении Грузинской Красной Армии.
Нарком рабкрина И. В. Сталин получает записку В. И. Ленина о подготовке в его наркомате проекта постановления о контроле рабоче-крестьянской инспекции над частными объединениями и предприятиями.
Образование на конференции в Тифлисе Федеративного Союза Советских Социалистических Республик Закавказья.
На XI съезде РКП(б) И. В. Сталин избирается членом Центрального Комитета партии. Из выступления В. И. Ленина на этом съезде:
«Вот Преображенский здесь легко бросил, что Сталин в двух комиссариатах… Что мы можем сделать, чтобы было обеспечено существующее положение в Наркомнаце, чтобы разбираться со всеми туркестанскими, кавказскими и прочими вопросами? Это всё политические вопросы! А разрешать эти вопросы необходимо, это вопросы, которые сотни лет занимали европейские государства, которые в ничтожной доле разрешены в демократических республиках. Мы их разрешаем, и нам нужно, чтобы у нас был человек, к которому любой из представителей наций мог подойти и подробно рассказать, в чём дело. Где его разыскать? Я думаю, и Преображенский не мог бы назвать другой кандидатуры, кроме товарища Сталина… То же относительно рабкрина. Дело гигантское. Но для того, чтобы уметь обращаться с проверкой, нужно, чтобы во главе стоял человек с авторитетом, иначе мы погрязнем, потонем в мелких интригах».
XI съезд РКП(б) избирает И. В. Сталина членом Центрального Комитета партии.
Пленум ЦК партии по предложению В. И. Ленина избирает Иосифа Виссарионовича Сталина Генеральным секретарём ЦК РКП(б). (Сталин И.В. Сочинения. Т.5. С. 431). При этом он освобождается от поста наркома рабоче-крестьянской инспекции.
В. И. Ленин подвергается операции по извлечению пули — последствие покушения Ф. Каплан в 1918 г.
И. В. Сталин пишет письмо В. И. Ленину об изменении порядка снабжения крестьян семенами.
Приветствие И. В. Сталина «Правде» в связи с её десятилетним юбилеем.
На письме В. И. Ленина И. В. Сталину и заместителю наркома внешней торговли Фрумкину с предложением «формально запретить» все разговоры об ослаблении монополии внешней торговли, И. В. Сталин написал своё особое мнение: «Против «формального запрещения» шагов в сторону ослабления монополии внешней торговли на данной стадии не возражаю. Думаю всё же, что ослабление становится неизбежным».
И. В. Сталин навещает Ленина в Горках.
И. В. Сталин принимает участие в заседании II расширенного пленума Исполкома Коминтерна.
Письмо ЦК РКП (б) коммунистам Киргизской республики, подписанное наркомнацем И. В. Сталиным, опубликовано в журнале «Жизнь Национальностей» № 12.
Нарком здравоохранения РСФСР Семашко передаёт через Ф.Э. Дзержинского три поручения больного Ленина для Политбюро ЦК, одним из которых было — «обязать через Политбюро т. Сталина один день в неделю, кроме воскресенья, целиком проводить на даче за городом».
И хотя И. В. Сталин сопротивлялся, но такое курьёзное постановление было всё-таки принято — 13 июля — после разговора с В. И. Лениным.
— И. В. Сталин навещает В. И. Ленина в Горках.
И. В. Сталин принимает участие в работе XII Всероссийской партконференции. По поручению В. И. Ленина И. В. Сталин передаёт конференции приветствие Владимира Ильича.
И. В. Сталин пишет заметки о своём посещении В. И. Ленина в Горках.
И. В. Сталин пишет В. И. Ленину письмо — ответ на записку:
«Тов. Ленин! Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок отношений между центром и окраинами, т.е. отсутствие всякого порядка и полный хаос, становятся нестерпимыми, создают конфликты, обиды и раздражение, превращают в фикцию т.н. единое федеративное народное хозяйство, тормозят и парализуют всякую хозяйственную деятельность в общероссийском масштабе. Одно из двух: либо действительная независимость и тогдаНевмешательство центра, свой НКИД, свой Внешторг, свой Концессионный комитет, свои железные дороги, причём вопросы общие решаются в порядке переговоров равного с равным, по соглашению, а постановления ВЦИК, СНК и СТО РСФСР не обязательны для независимых республик; либо действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, СТО и ВЦИК РСФСР на СНК, ЦИК и экономсоветы независимых республик, т.е. замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик в смысле языка, культуры, юстиции, внудел, земледелия и прочее…Сейчас речь идёт о том, как бы не «обидеть» националов; через год, вероятно, речь пойдёт о том, как бы не вызвать раскол в партии на этой почве, ибо «национальная» стихия работает на окраинах не в пользу единства советских республик, а формальная независимость благоприятствует этой работе. Один из многих примеров: недавно грузинский ЦК, оказывается, решился без ведома Цека РКП разрешить оттоманскому банку (англо-французский капитал) открыть своё отделение в Тифлисе, что несомненно повело бы к финансовому подчинению Закавказья Константинополю (уже теперь в Батуми и Тифлисе турецкая лира является господствующей, вытесняющей с рынка грузинские и русские деньги), причём решительное запрещение со стороны ЦК (принятое по настоянию т.Сокольникова), вызвало, оказывается, бурю возмущения среди грузинских национал-коммунистов…».
Заседание комиссии ЦК РКП(б) под председательством В. М. Молотова, которая принимает сталинский план автономизации, предусматривавший включение Украины, Белоруссии и Закавказской федерации непосредственно в РСФСР на правах автономных республик, а высшие государственные органы Советской России должны были стать таковыми и для этих республик. При голосовании воздержался Буду Мдивани, представлявший в комиссии Грузию.
И. В. Сталин посылает свой проект, протоколы заседаний и резолюцию комиссии В. И. Ленину в Горки. Не дожидаясь его ответа, Секретариат Центрального Комитета рассылает резолюцию комиссии всем членам ЦК в порядке подготовки к Пленуму, назначенному на 5—6 октября.
И. В. Сталин имеет продолжительную беседу с В. И. Лениным об объединении советских республик в союзное государство. После беседы В. И. Ленин пишет письмо Л. Каменеву, в котором излагает свою позицию по данному вопросу, заявив, что «Сталин немного имеет устремление торопиться». В письме указывается, что «Сталин уже согласился на одну уступку: в резолюции не будет говориться о «вступлении» остальных республик в РСФСР (то есть об их автономизации), а для выражения равноправия с Российской Федерцией пойдёт речь об их формальном объединении с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии… Очень важно не давать пищи «независимцам», не уничтожать их независимости, а, наоборот, создать новый этаж, федерацию равноправных республик».
В. И. Ленин получает от Л. Б. Каменева записку с приложенной схемой «Развёрнутая форма Союза Советских Республик», где, вопреки идее Сталина о создании по сути дела социалистического унитарного государства, предлагается ввести пункт «о праве одностороннего выхода из Союза».
И. В. Сталин рассылает письмо В. И. Ленина вместе с собственным письмом всем членам Политбюро. Показывая, насколько его ранили слова В. И.Ленина о его склонности к торопливости, генсек И. В. Сталин заметил, что «товарищ Ленин сам немного поторопился», предлагая слияние некоторых существующих наркоматов с общефедеральными комиссариатами: «Едва ли можно сомневаться в том, что эта «торопливость» «даст пищу независимцам» в ущерб национальному либерализму товарища Ленина». Несмотря на имевшиеся у И. В. Сталина возражения, которые были обозначены в его письме, он переработал резолюцию комиссии ЦК в соответствии с рекомендациями В. И. Ленина.
И. В. Сталин проводит обсуждение резолюции на заседании Политбюро ЦК РКП(б). И. В. Сталин и Л. Б.Каменев обмениваются записками:
Каменев: «Ильич собрался на войну в защиту независимости. Предлагает мне повидаться с грузинами. Отказывается даже от вчерашних поправок. Звонила Мария Ильинична».Сталин: «Нужна, по-моему, твёрдость против Ильича. Если пара грузинских меньшевиков воздействуют на грузинских коммунистов, а последние на Ильича — причём тут «независимость»?»
Каменев: «Думаю, раз Владимир Ильич настаивает, хуже будет сопротивляться».
Сталин: «Не знаю. Пусть делает по своему усмотрению».
И. В. Сталин выступает на Пленуме ЦК РКП(б) с докладом о взаимоотношениях между РСФСР, УССР, БССР и Закавказской федерацией. Пленум принял поправки В. И. Ленина, декларировал образование СССР, из которого каждая республика имела право на выход из союза, чего не было в сталинском проекте и назначил комиссию во главе с И. В. Сталиным для руководства подготовительной работой по объединению советских республик в единое союзное государство.
Х. Раковский, Б. Мдивани и другие политические противники хотели ещё больших уступок. Они были полны решимости не только добиться их, но и посеять раздор между В. И. Лениным и И. В. Сталиным. На данном заседании В. И. Ленин отсутствовал по причине острой зубной боли. Это видно из записки, которую В. И. Ленин послал Л.Б. Каменеву:
«Т. Каменев! Великорусскому шовинизму объявляю бой не на жизнь, а на смерть. Как только избавлюсь от проклятого зуба, съем его всеми здоровыми зубами. Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди: русский, украинец, грузин и т.д. Абсолютно!».
Национал-коммунисты Грузии, вернувшись домой, выдвигают требование о непосредственном вступлении Грузии в состав СССР (а не в составе Закфедерации, что противоречило решению октябрьского Пленума ЦК партии). Это вызвает крайне негативную реакцию Серго Орджоникидзе: «Верхушка ЦК КП(б) Грузии является шовинистической гнилью, которую надо немедленно отбросить».
Руководство ЦК КП(б) Грузии вызывает Москву по прямому проводу и диктует для передачи В. И. Ленину через Бухарина или Каменева (выразили просьбу: только не И. В. Сталина) резкую жалобу на Серго Орджоникидзе.
И. В. Сталин направляет телеграмму Серго Орджоникидзе:
«Мы намерены покончить со склокой в Грузии и основательно наказать Грузинский ЦК. Сообщи, кого мы должны ещё перебросить из Грузии, кроме отозванных четырёх. По моему мнению, надо взять решительную линию, изгнав из ЦК все и всякие пережитки национализма. Получил ли телеграмму Ленина, он взбешён и крайне недоволен грузинскими националами».
Национал-коммунисты Грузии продолжая нарушать монополию внешней торговли, практикуя разного рода сомнительные сделки, самовольно сдают в аренду англо-американской компании «Стандарт-Ойл» нефтяные резервуары Батума, важнейшего порта, через который транспортировалась бакинская нефть. И. В. Сталин по этому поводу писал в телеграмме на имя Закавказского крайкома:
«Резервуары в Батуми являются собственностью всей федерации и никакие коммунхозы не имеют права сдавать их в аренду, да ещё таким врагам нашей нефтяной промышленности, как «Стандарт-Ойл».
Национал-коммунисты Грузии, недовольные твёрдой позицией Г. К. Орджоникидзе и И. В. Сталина, спровоцировали т.н. «грузинское дело»: некто А. Кобахидзе, несправедливо обвинив Серго Орджоникидзе чуть ли не в коррупции (тот по кавказскому обычаю не мог отказать, чтоб смертельно не обидеть аксакалов и принял в дар от горцев коня), допускает оскорбительное выражение в адрес Орджоникидзе, и тот наносит Кобахидзе пощёчину.
Политбюро утверждает по докладу И. В. Сталина «Основные пункты Конституции Союза Советских Социалистических Республик» и принимает решение создать комиссию ЦК по расследованию обстоятельств так называемого «грузинского дела». Окончательный состав комиссии — Ф.Э. Дзержинский (его кандидатура, как председателя данной комиссии, была выдвинута И. В. Сталиным), В.С. Мицкявичус-Капсукас и Д.З.Мануильский.
Последняя встреча В. И. Ленина с И. В. Сталиным. В течение двухчасовой беседы они обсуждали так называемый «грузинский вопрос».
И. В. Сталин пишет проект «Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик».
И. В. Сталин выступает на Пленуме ЦК с докладом о проекте Союзного Договора между советскими республиками. Пленум назначает комиссию во главе с И. В. Сталиным для подготовки I съезда Советов СССР.
Пленум ЦК РКП (б) принимает решение:
«На т. Сталина возложить персональную ответственность за изоляцию Владимира Ильича в отношении как личных сношений с работниками, так и переписки». (Известия ЦК КПСС. 1989. № 12. С.191).
В нарушение режима лечения В. И. Ленин диктует Н.К. Крупской письмо Л.Д. Троцкому по вопросу о монополии внешней торговли.
Л. Троцкий сообщает об этом факте Л. Каменеву, а тот , в свою очередь, извещает И. В. Сталина запиской, в ответ на которую Сталин пишет:
«22/XII. 1922 г.Т. Каменев!
Записку получил. По-моему, следует ограничиться заявлением в твоём докладе, не делая демонстрации на фракции, как мог Старик организовать переписку с Троцким при абсолютном запрещении Ферстера
И. Сталин»
(Известия ЦК КПСС. 1989. №12.С.192).
И. В. Сталин, как персонально ответственный перед партией за режим лечения больного В. И. Ленина, имеет по этому поводу серьёзный телефонный разговор с Н.К. Крупской. Она воспринимает это очень болезненно, как грубое вмешательство в её личную жизнь.
У Ленина происходит второй удар: наступает паралич правой руки и правой ноги.
Н.К. Крупская пишет письма Л. Б. Каменеву и Г. Е. Зиновьеву с жалобой на И. В. Сталина:
«Лев Борисыч, по поводу коротенького письма, написанного мною под диктовку Влад. Ильича с разрешения врачей, Сталин позволил вчера по отношению ко мне грубейшую выходку. Я в партии не один день. За все 30 лет я не слышала ни от одного товарища ни одного грубого слова, интересы партии и Ильича мне не менее дороги, чем Сталину. Сейчас мне нужен максимум самообладания. О чём можно и о чём нельзя говорить с Ильичём, я знаю лучше всякого врача, т.к. знаю, что его волнует, что нет, и во всяком случае, лучше Сталина. Я обращаюсь к Вам и к Григорию [Зиновьеву], как более близким товарищам В. И., и прошу оградить меня от грубого вмешательства в личную жизнь, недостойной брани и угроз. В единогласном решении Контрольной комиссии, которой позволяет себе грозить Сталин, я не сомневаюсь, но у меня нет ни сил, ни времени, которые я могла бы тратить на эту глупую склоку. Я тоже живая и нервы напряжены у меня до крайности.
Получив эти письма, Л. Каменев и Г. Зиновьев имели беседу с И. В. Сталиным, который сказал им, что разговаривал с Н. К. Крупской не как с женой В. И. Ленина, а как с членом партии, которая нарушила запрещение врачей об изоляции В. И. Ленина от политической деятельности, и он действительно заявил ей, что намерен представить сообщение об этом факте на рассмотрение Центральной Контрольной комиссии партии — и ничего более, и что он готов принести свои извинения перед Н. К. Крупской, если она расценила его звонок, как «грубое вмешательство в личную жизнь». Что И. В. Сталин и сделал незамедлительно.
И. В. Сталин, Л. Б. Каменев и Н. И. Бухарин обсудили ситуацию. Заставить молчать Ильича они не могут, но нужно соблюдать все меры предосторожности, а главное, максимальный покой. И решение принимается такое:
«1. Владимиру Ильичу предоставляется право диктовать ежедневно 5—10 минут, но это не должно носить характера переписки и на эти записки Владимир Ильич не должен ждать ответа. Свидания запрещаются.2. Ни друзья, ни домашние не должны сообщать Владимиру Ильичу ничего из политической жизни, чтобы этим не давать материала для размышлений и волнений».
И. В. Сталин участвует в работе Х Всероссийского съезда Советов, на котором выступает с докладом об объединении советских республик. Съезд избирает И. В. Сталина членом ВЦИК и делегатом от РСФСР на I съезд Советов СССР.
В. И. Ленин диктует своё «Письмо к съезду».
Об И. В. Сталине оно содержало следующие строки: «Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью…».
Первая сессия ВЦИК Х созыва вновь избирает И. В. Сталина членом Президиума ВЦИК и вновь утверждает Народным комиссаром по делам национальностей (наркомнац).
Наркомнац И. В. Сталин выступает на конференции полномочных делегаций РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР с сообщением о порядке работы первого съезда Советов СССР. Конференция поручает И. В. Сталину выступить на съезде с докладом об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
И. В. Сталин выступает на первом съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик с докладом об образовании Союза ССР и единогласно избирается членом ЦИК СССР.
Он также выступает с речью на заседании первой сессии ЦИК СССР первого созыва и избирается в Президиум ЦИК.
Группа во «Вконтакте»
Блог редактора в «Живом журнале»
militera.lib.ru + militera.org
«НоВоЛит»